Сегодня в Женеве состоялись переговоры министра иностранных дел России Сергея Лаврова и госсекретаря США Энтони Блинкена.

Встреча продолжалась полтора часа. Как и ожидалось, центральной темой обсуждения стали российские предложения по гарантиям безопасности и ситуация на Украине.

“Мы ждем письменного ответа на следующей неделе” 

Как заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, дипломаты договорились о том, что американская сторона передаст российской письменный ответ на предложения по безопасности на следующей неделе.

Лавров подчеркнул, что встреча дипломатов была промежуточной, на ней состоялся обмен мнениями, которые помогут составить американской стороне письменные документы.

“Мы уже слышали первую реакцию США, пока устную, на то, что обсуждалось в тех двух форматах (НАТО, ОБСЕ. — Прим. ред.) на уровне наших заместителей, и реакция, как в общем-то американская сторона и просила нас, когда предложила провести эту встречу, реакция была предварительной, нас об этом предупредили, она сопровождалась некоторыми уточняющими вопросами в наш адрес”, — приводит слова министра РИА Новости.

Лавров также напомнил, что Россия не намерена затягивать переговоры, при этом дипломат подчеркнул, что президент РФ Владимир Путин готов к дальнейшему диалогу с американским лидером Джо Байденом.

Сложная тема

Российский дипломат отметил, что обсуждение свободы выбора альянсов – в ответ на требование России о прекращении расширения НАТО – остается одним из самых сложных в повестке.

Лавров рассказал о том, что российская сторона указала на противоречия США в данной позиции, напомнив о том, что в рамках ОБСЕ неоднократно озвучивали недопустимость.

Министр также напомнил, что антироссийская направленность НАТО закреплена в доктрине Североатлантического альянса, поэтому Москва принципиально выступает против расширения этого блока.

Украинский вопрос

На брифинге Сергей Лавров рассказал о том, что в ходе переговоров американская сторона уделила достаточно много времени теме Украины.

Глава МИД РФ в очередной раз подчеркнул, что у России не было и нет планов вторжения на Украину и что истерия, раздуваемая Западом, направлена на срыв мирного урегулирования в Донбассе.

“Я не исключаю, что вся вот эта истерика, которую сейчас раскручивают наши западные коллеги, направлена на то, чтобы если уж не спровоцировать какие-то украинские силовые действия на Донбассе, то как минимум, чтобы прикрыть линию киевского режима на полный саботаж минских договоренностей”, — сказал Лавров.

Сергей Лавров рассказал, что попросил своего американского коллегу повлиять на деструктивные действия Киева, имеющие целью саботаж Минских соглашений:

“Я его призвал в очередной раз использовать решающее влияние на киевский режим, чтобы заставить его образумиться и прекратить саботировать этот важнейший документ (Минские соглашения)”.

Лавров прокомментировал действия киевского режима

“Мы многократно предупреждали их (страны ЕС и НАТО. — Прим. ред.), что единственное, чем занимается киевский режим — спекулирует на покрывательстве, которым он пользуется со стороны своих западных спонсоров. 

Как только эта русофобская истерика прекратится, всем будет очевидна несостоятельность этого режима”, – подчеркнул российский дипломат.

Итоги переговоров – положительные

Лавров назвал состоявшийся диалог полезным и откровенным.

“Мы поговорили откровенно с Тони Блинкеном, он согласился, что нужно более разумно вести диалог, и надеюсь, что эмоций поубавится, хотя никаких гарантий нет”. 

При этом он подчеркнул, что настоящим итогом диалога между двумя странами станет письменный документ, в котором будет изложена официальная реакция США на российские предложения.

“Я не могу говорить, что мы на правильном пути, не на правильном пути. Мы это поймем, когда получим американскую реакцию на бумаге, на все пункты наших предложений”, — добавил он.

В ходе серии консультаций РФ-США, прошедших в Жене 9-10 и 12 января, Россия озвучила требования по гарантиям безопасности. 13 января прошли переговоры на площадке ОБСЕ

Среди требований российской стороны: исключение вступление в НАТО стран бывшего СССР, отказ от любой военной деятельности НАТО на Украине, в Закавказье и Центральной Азии, а также отказ от размещения ракет средней и меньшей дальности в зоне досягаемости друг друга в Восточной Европе.