Глава российской дипломатии Сергей Лавров начал свое выступление на пресс-конференции по итогам переговоров с министром иностранных дел Великобритании Лиз Трасс словами:

“Отношения между Россией и Великобританией находятся на самой низкой отметке за многие и многие годы, и это происходит не по нашей вине.

Хочу лишь сказать, что мы за нормализацию наших отношений, за возвращение их в русло конструктивного развития. 

Разумеется, это возможно лишь на основах принципов равноправия, уважения интересов друг друга друг друга. Избирательность, навязывание каких-либо условий, ультиматумов, угрозы – это путь в никуда.

Отношения должны быть улицей с двусторонним движением”.

Лавров отметил, что  если действовать из национальных интересов, то хорошим примером является товарооборот между странами, который продемонстрировал стабильные показатели: в январе-ноябре прошлого года остался на уровне 2020 года, превысив 24 млрд долларов.

Несмотря на напряженность, деловые круги России и Великобритании продолжают взаимную практическую кооперацию, ищут пути дополнительных взаимовыгодных вложений ресурсов и средств, отметил российский министр.

Он также отметил, что закреплению этой тенденции способствовало бы скорейшее возобновление деятельности Межправительственного комитета по торговле и инвестициям и энергетического диалога высокого уровня.

“Россия к возобновлению этой работы готова”, – отметил Лавров.

Российский министр отметил высокую ценность гуманитарных контактов между Россией и Великобританией.

Он отметил, что глава МИД Великобритании обозначила приоритетные темы, которые хотела обсудить британская сторона. Ими явились Украина, Белоруссия, Китай и Иран.

Российская сторона подробно выразила свои взгляды на то, что Киевский режим демонстративно не выполняет Минских соглашений.

“Минские соглашения не просто не выполняются киевским режимом, но и открыто отвергаются представителями киевского режима”, – отметил Лавров.

Лавров отметил, что Россия нацелена на то, чтобы убедить тех, кто имеет влияние на Киев, в необходимости соблюдать обязательства, которые заключены в Минских договоренностях и одобрены резолюцией Совета безопасности ООН.

Лавров коснулся так называемых “разных трактовок” Минских соглашений:
“Я не знаю, как можно трактовать иначе то, что записано черным по белому”.

Глава российского МИД рассказал о совместных военных учениях России и Белоруссии, которые стартуют в эти дни, а также о размещении российских войск на своей территории, подчеркнув, что это “не должно вызывать непонятного беспокойства и острой тревоги” у коллег в Лондоне и на Западе.

По просьбе главы МИД Великобритании Лиз Трасс российская сторона рассказала об отношениях России и Китая, включая последние переговоры президента России Владимира Путина и главы КНР Си Цзиньпина, которые произошли в Пекине.

Лавров отметил, что Россия выстраивает свои отношения с КНР “на основе взаимного уважения, баланса интересов, равноправия, без такого подхода, который основывается на логике ведущей и ведомой, которую мы наблюдаем  в Североатлантическом альянсе”.

По “иранскому сюжету” Глава МИД России отметил нацеленность российской стороны на возобновление выполнения Совместного всеобъемлющего плана действий.

По инициативе британской стороны лидеры МИД стран обсудили российские предложения по гарантиям безопасности, выдвинутые Россией в середине декабря прошлого года.

Лавров отметил, что данная инициатива направлена на получение, прежде всего от США, от Западных коллег, объяснений интерпретации западными коллегами тех обязательств, которые были одобрены на высшем уровне в рамках ОБСЕ и которые предполагают недопустимость укрепления чьей бы то ни было безопасности за счет ослабления безопасности других. 

Лавров отметил, что об этой проблеме президент Путин подробно говорил со своим коллегой Эммануэлем Макроном.

“Он высказал нашу убежденность, что расширение НАТО будет грубо нарушать решение, принятое всеми лидерами на саммитах в Стамбуле и в Астане и предложил совместно искать подходы к обеспечению безопасности как Украины, европейских стран, так и Российской Федерации”, – сказал Лавров.

Лавров отметил, что в данном вопросе пока не “вырисовываются точки соприкосновения”, но выразил надежду на то, что “сегодняшние переговоры позволили британской стороне понять, то значение , которое для РФ имеет вся эта проблематика”. 

Заканчивая свое выступление, Лавров выразил надежду на то, что взаимодействие в Совете безопасности ООН поможет российской и британской стороне ориентироваться на те темы, “которые помогают обеспечению безопасности и стабильности”, а не на “искусственную риторику, которая раздувается и затем становится доминирующей в диалоге в ущерб задачам, которые необходимо решать для обеспечения мира и стабильности на планете”. 

Начало речи Лиз Трасс было разочаровывающим для российской стороны. Глава МИД Великобритании начала выступление с предупреждения:

У России еще есть возможность прекратить агрессию против Украины и придерживаться дипломатического пути урегулирования. Если этот путь не будет избран, как предупреждает НАТО, это будет иметь последствия для России, Украины и для всей Европы”.

Трасс отметила, что Россия – великая страна, которая добилась успеха в разных областях, но агрессия российского правительства подрывает международные позиции России.

Она отметила, что российские соседи имеют право “защищаться и присоединяться к альянсам”, напомнив в очередной раз о концентрации российских войск на границе с Украиной.

“Если бы Россия решила вторгнуться на Украину, то украинцы стали бы бороться. Это бы был длинный затяжной конфликт”, – заявила Лиз Трасс.

Стоит отметить, что многие российские аналитики высказывают совсем другую точку зрения о том, “что было бы, если”.

Она также заявила, что в таком случае проект “Северный поток-2” был бы блокирован.

Лиз Трасс, однако, заявила, что “у России есть выбор, и он может привести к лучшему для всех народов Европы”. 

Выступление главы британского МИД не произвело впечатление контакта. Казалось, что Лиз Трасс зачитала “заготовки по бумажке” – те самые “наработки”, о которых уже два месяца говорят западные лидеры и транслируют западные СМИ.

Кроме того, что она отметила “достижения России в науке, в математике”. Вероятно это объясняется тем, что накануне она посетила лекцию в Московском Государственном Умиверситете.

По завершении выступлений глав МИД представители российской и британской прессы задали свои вопросы по актуальным темам.