Глава МИД РФ Сергей Лавров не сдержал разочарования по поводу взаимопонимания сторон на совместной пресс-конференции с британской коллегой Лиз Трасс.

Он назвал переговоры “разговором немого с глухим” и в своей особой ироничной манере прокомментировал то, как британская сторона восприняла подробные объяснения российской стороны:

“Мне кажется, что наши подробные объяснения упали на такую… неподготовленную почву. 

Примерно так же же, как говорят… что Россия ждет, когда промерзнет земля, чтобы российские танки спокойно прошли на украинскую территорию. 

Вот, мне кажется, такая же почва сегодня была у наших британских коллег, на которую, ложились и от которой отскакивали факты, многочисленные факты, которые мы сегодня приводили, напоминая о подробнейших объяснениях, которые по этому поводу давал президент России Владимир Путин, другие наши представители.

Я почувствовал, что наши британские коллеги либо не знакомы с этими подробнейшими объяснениями, либо их полностью игнорируют”.

Комментируя заявление о том, что отсутствие планов нападения на Украину – фальшивы, Лавров отметил:

“Эти заявление делает не только российское руководство, но и в Пентагоне. А там люди серьезные, они со спутников наблюдают за тем, что происходит.

Причем происходит на нашей, российской территории.

Президент Зеленский также призывает не паниковать.

Но, видимо, нашим западным коллегам президент Зеленский нужен лишь как инструмент для того, чтобы выводить Россию из состояния равновесия.

И никого не интересует, что он там думает, какие негативные последствия от этой истерики несет украинская экономика”.

Лавров прокомментировал призывы посольств посольств об эвакуации своего дипломатического персонала с Украины.

Он подчеркнул: “Мы уже задумались сами: может именно англосаксы что-то готовят, раз они эвакуируют своих сотрудников?”

“Это очень печально. Российские силы находятся на своей собственной территории в отличие от сотен и тысяч британских военнослужащих, которые располагаются в Прибалтике”, – сказал дипломат.

Лавров напомнил об объяснениях с британской стороны, опирающихся на то, что “мы тоже на своей территории, потому что мы все – НАТО”. Российский дипломат назвал это “НАТО-центризмом”.

Он отметил, что нормы безопасности на европейском континенте НАТО назначаются произвольно. Альянс выборочно относится к своим обязательствам, принятым в рамках ОБСЕ относительно безопасности.

Лавров напомнил и “недопустимость сфер влияния”, приведя пример:

“Евросоюз заявляет, что на Балканам русским делать нечего, как и в Африке, кстати сказать, а США назначают посла по особым поручениям, который будет заниматься реформой избирательного законодательства Боснии и Герцеговины.

Это не сфера влияния? Это не претензии на то, что США будут руководить всеми процессами на Балканах? По моему, это очевидный факт”.

Лавров отметил, тенденцию, когда США и Запад уверены, что имеют право требовать от России гарантий, не давая никаких гарантий взамен. Он отметил односторонний подход, напоминая о том, что Лиз Трасс требовала от России отчета об отношениях РФ и Белоруссии.

Глава МИД РФ напомнил о том, что направил письменные запросы о понимании Западом принципа неделимости безопасности всем странам пространства ОБСЕ.

“Я слышал о том, что вместо ответов по-честному от каждой страны, ЕС готовит коллективную бумагу, где все нюансы национальных позиций будут нивелированы. Тогда будем думать, как из этой ситуации выходить”, – сказал Лавров.

“Что касается вопроса о стремлении России сочетать “принудительную дипломатию”, которая сочетает политические требования и физические угрозы.

У нас нет желания никого ни к чему принуждать.

Запад нас обвиняет, что требуя выполнения решения саммитов ОБСЕ, мы якобы кого-то к чему-то принуждаем”, – подчеркнул Лавров.

Говоря о “возврату к дипломатии”, Лавров отметил, что Россия всегда шла по пути дипломатии.

“Мы вибирали дипломатию все эти годы и по-прежнему хотим опираться на дипломатию.

И Стамбульская хартия европейской безопасности 1999 года, и Декларация Астаны 2010 года – это все продукты дипломатии, причем дипломатии на высшем уровне”, – подчеркнул Лавров.

Комментируя слова Лаврова, Трасс отметила, что не нема и не глуха.

Однако, журналистам приходилось повторять вопросы, так как в ответах Лиз Трасс звучали лишь призывы к тому, чтобы Россия убрала войска со своей территории вблизи украинской границы, что, зачастую, не имело связи с существом вопросов.

«Все эти два часа, которые мы провели за закрытыми дверями, никакой другой интонации мы не слышали, требования убрать российские войска с российской территории никоим образом не менялось в ответ на наши аргументы», — резюмировал Сергей Лавров, отметив, что это лишь вызывает сожаление.

Российский министр в очередной раз заявил, что Россия никогда никому не угрожала в отличие от западных коллег, приведя ряд примеров относительно того, как на протяжении прошлых лет работал “оборонительный альянс”.