Польские элиты всерьёз рассчитывают на лидерство в Европе
В последнее время Варшава предпринимает определённые усилия, чтобы «удалить из друзей» «пророссийскую» Венгрию и занять лидирующее положение в русофобском кружке
В последнее время из Варшавы в окружающее пространство бьёт настоящий поток незамутнённого сознания. Фигуры из польской верхушки всё чаще позволяют себе высказывания, очень хорошо иллюстрирующие стереотип «панского гонора», но совершенно непонятно, на чём основанные.
Но в схожем же ключе польское «шляхетство» высказывается и в адрес «партнёров» по Евросоюзу. И хотя в исторической ретроспективе у поляков с теми же немцами такая же любовь, как и с «москалями», на сегодняшний день плевки в ЕС – по сути, плевки в руку, с которой Польшу кормят.
Британское издание The Specator опубликовало статью премьер-министра Польши Моравецкого. Текст недлинный, но в нём польский пан успевает хорошенько пройтись по ЕС, а точнее – по «заправляющей» в нём Германии, которая проспала «подъём российского империализма», а теперь саботирует военную помощь Украине, да ещё и проталкивает идею дальнейшей централизации Евросоюза, чтобы не согласовывать курс с меньшими его членами.
Тем временем, Ярослав Качиньский, лидер правящей партии, пытается развязать активный дипломатический конфликт и с Германией, и с ЕС. От первой Качиньский намерен требовать репараций за ущерб, причинённый в годы Второй мировой войны; согласно подсчётам специальной комиссии Сейма, в сегодняшних ценах он составляет 800 миллиардов долларов. Несговорчивость немцев в данном вопросе он трактует как «один из аспектов российско-германского плана по разделу Европы» (!)
От Евросоюза, впрочем, Качиньский тоже хочет денег, точнее 35 миллиардов евро из Фонда восстановления экономики, которые Еврокомиссия задержала до тех пор, пока Польша не внесёт ряд изменений в законодательство (в том числе, касающихся признания любимых европейских ЛГБТ-ценностей). Качиньский, как лидер консерваторов, на такое идти не собирается и обвиняет ЕС в попытке «поработить Польшу» – а ведь оные миллиарды составили бы треть (!) доходов польского бюджета в текущем году.
Предположения о том, что Варшаве может быть уготовано особое место в американских планах на будущую архитектуру Европы, я уже озвучивал неоднократно. На днях примерно в таком духе высказался и председатель американского Комитета начальников штабов Милли: в телефонном разговоре с замминистра обороны Польши Микутелем, он сообщил последнему, что «Польша является лидером по сдерживанию «агрессии России». Но неужели «Дядя Сэм» уже вручил панам ярлык на восстановление Речи Посполитой, раз они ведут себя настолько вызывающим образом?
«Хочу быть столбовою дворянкой!..»
Как известно, чтобы стать плохой вдовой, сначала нужно побыть хорошей женой. Слова словами, а видны ли со стороны польской неошляхты какие-то практические шаги в сторону регионального лидерства?
Для начала стоит напомнить, что у Варшавы уже давно есть некое подобие «малой Антанты», объединяющей бывшие страны соцлагеря. Ещё с 1991 г. существует так называемая Вишеградская группа (называемая также «Вышеградской», или «Вишеградской четвёркой»), объединяющая Польшу, Чехию, Словакию и Венгрию; но это объединение сложно назвать «блоком» – скорее, «кружком по интересам». В своё время первые пост-социалистические лидеры трёх государств, включая тогда ещё единую Чехословакию, заключили что-то вроде пакта о совместном стремлении в Евросоюз; данная цель была достигнута всеми четырьмя странами в 2004 г.
Но «Четвёрка» своё существование не прекратила – это если считать, что она вообще его начинала. Каких-то ответственных международных структур, типа Еврокомиссии, в её рамках не создавалось; хотя ежегодно одна из стран назначается «председателем» группы, обязательных для всех решений она принимать не может. То есть, по сути Вишеградская группа – это маленький аналог «Большой семёрки», неформальный клуб, в котором осуждается какая-то координация и даже иногда делаются совместные заявления, но реализуют их члены группы по своему хотению. Впрочем, основная их часть всё равно касается миграции между странами-участницами, культурного обмена и тому подобных третьестепенных вопросов.
Тем не менее, в последнее время Варшава предпринимает определённые усилия, чтобы «удалить из друзей» «пророссийскую» Венгрию и занять лидирующее положение в русофобском кружке.
Несколько серьёзнее выглядит так называемый «Люблинский треугольник» – заявленная в 2020 г. совместная инициатива Польши, Литвы и Украины по содействию вступления последней в ЕС и НАТО. Как и все прочие проекты, направленные на «поддержку» Украины, этот также на деле является способом использования жовто-блакитной «будущей европейки» в качестве инструмента против России, но уже не всем Западом, а конкретно Польшей.
Вообще, распространение своего влияния на Украину – одна из немногих областей, в которых польское панство реально преуспело, особенно после начала российской СВО. Нашумевший украинский закон о предоставлении полякам особого статуса – вовсе не самое главное достижение на этом поприще. Куда важнее, и в то же время гораздо менее распиарен обратный процесс: ускоренного вывоза капитала и рабочей силы с Украины на собственно польскую территорию.
Ещё в середине марта польский Сейм одобрил упрощённый порядок регистрации предприятий для украинских бизнесменов, перебравшихся в Польшу после 24 февраля: раньше для этого требовалось иметь гражданство, а теперь достаточно вида на жительство. Более того, была оперативно сочинена программа вывоза целых предприятий со всем оборудованием, политкорректно названная «содействием в поиске производственного помещения». Согласно польским источникам, до двухсот украинских предприятий подали заявку на релокацию, и двенадцать из них уже перевезены в Польшу.
Присасывается она и к украинской энергетике. Буквально на днях началась установка совместными усилиями польской и украинской энергетических компаний дополнительных ЛЭП, которые позволят увеличить пропускную способность линий электропередачи в шесть раз. Основным источником, из которого электричество потечёт в Польшу, будет Хмельницкая АЭС.
Что касается человеческого капитала, то и он вывозится из «братской страны» ударными темпами. Количество украинцев, воспользовавшихся упрощённой процедурой трудовой регистрации, с марта достигло 390 тысяч – это при том, что общая численность сертифицированных украинских гастарбайтеров в Польше составляет 770 тысяч. Прирост буквально в два раза! Количество трудовых нелегалов оценить просто невозможно, хотя известно, что сейчас в стране зарегистрировано около двух миллионов украинских беженцев, а всего границу пересекли 5,37 миллиона граждан Украины.
Характерно, что историческое отношение поляков к «братскому народу» как второсортному быдлу нисколько не изменилось, и даже усилилось. С одной стороны, есть масса проявлений негатива к «понаехавшим» «халявщикам», которые не спешат устраиваться на работу, а громко требуют казённого пансиона – а таких среди украинских «бешенцев» действительно немало. С другой стороны, те, кто пытаются сами заработать себе на жизнь, сталкиваются с обвинениями в «краже рабочих мест у поляков» и дискриминацией на самих этих рабочих местах, как правило, неквалифицированных.
Из этой же оперы многократный рост в Польше украинской проституции, как добровольной, так и вынужденной. В соцсетях можно найти уже десятки роликов с жалобами украинок на то, что их принуждают к оплате «натурой» жилья, причём даже при наличии у них возможности расплатиться деньгами. Впрочем, тут же польские (а также болгарские, чешские и т.д.) женщины жалуются на ушлых украинских проституток и развешивают таблички с надписями типа «прекратите высасывать деньги из наших мужей!»
Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе
Но одной ассимиляцией Украины сыт не будешь, а со всем остальным в Польше, прямо сказать, не очень. Как и все прочие страны Евросоюза, она подвержена созданному им самим экономическому кризису, в первую очередь, энергетическому. Забавно, что именно польское правительство сначала вышло с инициативой энергетического эмбарго против России, а теперь само жалуется на его последствия: в первую очередь, дефицит угля для отопления жилья.
По собственным оценкам Варшавы, дефицит составляет до половины от требуемого объёма, в результате розничные цены на топливо взлетели более чем в пять раз. Субсидий, которые государство обязалось предоставить домохозяйствам с печным отоплением, хватит (если повезёт) на покупку одной дополнительной тонны угля на семью. А ведь к дефициту угля уже прибавился дефицит некоторых продуктов питания (например, сахара) и многократный рост цен и на них тоже.
При этом, огромные средства вкачиваются в закупку военной техники для Войска Польского. Планы по перевооружению выглядят чересчур амбициозными относительно возможностей польской экономики; польская парламентская оппозиция идёт дальше и прямо заявляет, что в этих планах заложен большой запас на «распил».
Естественно, что на фоне «холодной и суровой зимы», которую обещает своим гражданам лично премьер-министр Польши, уже звучащий со всех сторон вопрос «а кто ж в этом виноват?!» встанет ребром. И Моравецкий, и Качиньский, и фигурки помельче продолжают валить всё на тирана Путина и плохой Евросоюз, но в такие объяснения уже мало кто верит. Поэтому далеко идущие планы на «панство» надо всей Восточной (а то и Западной тоже) Европой польской «шляхте», скорее всего, придётся срочно пересматривать.
Автор: Михаил Токмаков