Шольц: “Европейская безопасность не может быть построена против России, но только с Россией”
Путин и Шольц говорили о войне, канцлер ФРГ не согласился со словом "геноцид", которым российский лидер охарактеризовал ситуацию в Донбассе
Диалог лидеров стран начался один на один в представительском кабинете первого корпуса Кремля, затем разговор президента РФ и канцлера ФРГ продолжился в формате рабочего завтрака.
В начале переговоров российский президент отметил, что основными темами станут вопросы юридических гарантий безопасности РФ, деэскалации на Украине и вопросах двустороннего сотрудничества, сообщил ТАСС.
Владимир Путин заявил, что Германия всегда являлась приоритетным партнером для России и отметил, что рад познакомиться с Олафом Шольцем, который посещает Кремль впервые после своего вступления в должность.
По итогам переговоров лидеры стран провели пресс-конференцию, в ходе которой Путин отметил, что они прошли в деловой атмосфере.
“В ходе сегодняшних переговоров, которые прошли в деловой атмосфере, мы предметно и обстоятельно обсудили ряд вопросов двусторонних отношений и перспективы их развития”, – сказал он.
Гарантии безопасности и дипломатический подход
По словам президента, лидеры стран “уделили особое внимание наиболее актуальным проблемам международной повестки”.
“Всегда стремились к укреплению взаимодействия между нашими государствами”, – отметил Путин.
При этом он подчеркнул, что Россия готова обсуждать многие моменты, включая РСМД и «военную транспарентность». Но Россия не может закрывать глаза на то, как США и НАТО «достаточно вольно и в свою пользу» трактуют принцип неделимой безопасности, заявил российский президент.
Шольц: “Отвод российских войск – хороший знак”
Одной из центральных тем обсуждения между президентом РФ Владимиром Путиным и канцлером Германии Олафом Шольцем стала ситуация вокруг Украины.
Канцлер ФРГ Олаф Шольц дал свою оценку ситуации с безопасностью в Европе, отмечая необходимость срочной деэскалации вокруг Украины.
«Война не должна начаться», – заявил Шольц.
Отвод российских военнослужащих к местам дислокации после учений Шольц назвал «хорошим знаком».
Шольц рассказал о своем диалоге с украинским лидером Владимиром Зеленским, который состоялся накануне в Киеве:
«Президент Зеленский вчера твердо пообещал, что в рамках трехсторонней контактной группы, которая работает в рамках «минского процесса» и где встречаются все вовлеченные стороны, очень скоро [появятся] все предусмотренные законопроекты по статусу восточной Украины, по изменению конституции и по подготовке выборов.
Сейчас мы должны действовать мужественно и ответственно. Для моего поколения война в Европе стала невообразимой, но нам нужно сделать так, чтобы это так и осталось, наша обязанность как глав государств и правительств воспрепятствовать тому, чтобы в Европе возникла военная эскалация».
Хочет ли Россия войны?
В ходе пресс-конференции Владимиру Путину задавали вопросы о военной угрозе и о ситуации вокруг Украины.
Отвечая, Путин отметил, что Россия, конечно, не хочет войны, напомнив, однако, что все были свидетелями войны в Югославии.
“Что касается войны в Европе. Господин федеральный канцлер только что сейчас сказал, что люди его поколения (а я отношусь к его поколению) с трудом себе представляют какую-то войну в Европе.
И сказано это, конечно, применительно к ситуации вокруг Украины.
Но ведь мы с вами были свидетелями войны в Европе, развязанной как раз блоком НАТО против Югославии.
Крупная военная операция с нанесением ракетно-бомбовых ударов по одной из европейских столиц — по Белграду.
Это же было? Без санкции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Это очень плохой пример, но он был. Это первое.
Второе. По поводу — хотим мы этого или нет. Конечно, нет. Именно поэтому мы и выдвинули предложение о переговорном процессе, результатом которого должна быть договоренность об обеспечении равной безопасности всех, включая нашу страну.
К сожалению (и мы уже об этом говорили), предметного конструктивного ответа на сделанные нами предложения мы не получили”, – сказал российский президент.
Канцлер Германии убежден, что в Югославии “была другая ситуация”:
“Я думаю, что в ситуации, которая сейчас сложилась, важно использовать все возможности, позаботиться о том, чтобы мирное развитие было возможно.
Подчеркну, что в Югославии несколько другая ситуация царила. Там была опасность и угроза геноцида, и этому необходимо было воспрепятствовать.
И я очень доволен, что там все мирно развивается, что народы Балкан нашли перспективу в направлении ЕС. Все это очень добрый знак”.
Со своей стороны, Путин внес некоторую поправку:
“Позволю себе только добавить, что, по нашим оценкам, то, что происходит на Донбассе сегодня, — это и есть геноцид” .
По итогам встречи с российским лидером Олаф Шольц заявил, что продолжительность беседы с Путиным стала хорошим знаком.
Он отметил, что у России и Германии – масса тем для обсуждения. При этом он отметил, что не согласен с тем, что Путин использовал слово “геноцид”.