Всё больше статей и комментариев появляется за рубежом по поводу Международного транспортного коридора Север-Юг (англ. INSTC; International North South Transport Corridor), который должен связать Россию, Иран и Индию, а также ряд транзитных государств Евразии.

В частности, американский Интернет-ресурс Eurasia Review, пишет, что президент Владимир Путин оценил коридор как «поистине амбициозный проект», который является центральным элементом усилий России по «улучшению транспортной и логистической архитектуры региона».

Украинский кризис, отмечает материал, вдохнул новую жизнь в маршрут, который представляет собой «7200-километровое лоскутное одеяло из отдельных друг от друга железных дорог, автомагистралей и морских маршрутов, соединяющих Россию и Индию через Иран». В случае успеха коридор, который проходит через Россию, Среднюю Азию, Каспийское море, Иран и Аравийское море, сократит время в пути для товаров.

Иран необходим России, поскольку транзит через его территорию связывает эту великую евразийскую державу с их общим стратегическим партнером – Индией, что обеспечивает стратегическую автономию Москвы в этих новых международных условиях.

“Прокладывая новые маршруты на восток, и Москва очень серьезно относится к их реализации, тем более что санкции ЕС, как ожидается, останутся — даже после того, как конфликт с Украиной завершится”,

– полагает аналитик Крис Девоншир-Эллис (Chris Devonshire-Ellis).

Отправка в июне двух, а затем, в июле уже 39 контейнеров из России в индийский порт имени Джавахарлала Неру в Мумбаи послужила пилотным проектом для коридора.

Грузы транспортировали из Санкт-Петербурга в Астрахань, откуда они были отправлены в иранский каспийский порт Энзели. Затем они были доставлены по дороге через Иран в Бендер-Аббас, откуда груз отправился в Мумбаи. Весь путь в обоих случаях занял 24 дня.

Ранее СМИ писали о том, что новый транспортный коридор чрезвычайно выгоден и Тегерану, так как во многом снимает эффект западных санкций и с него.

Впрочем, у столь амбициозного проекта есть и немало вопросов. В частности, речь идёт о нюансах таможенной политики, а также узких местах транспортной инфраструктуры, которых у каждой из стран, участниц объединения, более чем достаточно.

Тем не менее Россия, Иран, Азербайджан и Индия продолжают миллиардные инвестиции в транспортную (железнодорожную, автодорожную, портовую) инфраструктуру.