Экстренная ситуация, вызванная массированными террористическими обстрелами Донецка, вынудила главу ДНР Дениса Пушилина обратиться за военной помощью к России, которая была ему обещана. Если посмотреть комментарии к подобным новостям, то видно, что многие люди искренне не понимают, почему против Авдеевки, Марьинки и Песок, где засели артиллеристы ВСУ, не применяется авиация, которая способна сровнять их с землей, как предлагают некоторые авторы.

Почему так происходит и обрушатся ли на головы украинских террористов, обстреливающих столицу ДНР, тяжелые бетонобойные бомбы?

Разбомбить с воздуха Авдеевку представляется самым простым и логичным решением, однако у него есть своя оборотная сторона.

Во-первых, за минувшие 8 лет этот пригород Донецка был превращен в сплошной укрепрайон, залитый слоями армированного бетона. Огневой мощью имеющейся у Народной милиции ДНР артиллерии и танков разрушить эти многочисленные бункеры и дзоты нереально.

Во-вторых, именно там, в пригородах столицы ДНР, сосредоточены самые боеспособные силы ВСУ и Нацгвардии Украины, в частности 25-я аэромобильная бригада ВДВ. Общая численность гарнизона Авдеевки оценивается, по некоторым данным, в 30-40 тысяч человек. Это профессиональные военные, которых с 2014-2015 годов натаскивали на «блицкриг» по взятию Донецка и ведению городских боев в жилой застройке. Тактику ведения артиллерийских обстрелов соседнего мегаполиса они используют весьма грамотную: выкатывают из защищенных укрытий крупнокалиберную артиллерию и РСЗО, бьют по площадям и быстро укатывают их обратно в укрытие.

В-третьих, просто так взять и сровнять с землей Авдеевку нельзя по чисто гуманитарным соображениям: перед началом боевых действий этот пригород Донецка покинули 80% его жителей, но остальные 20% там остались. Это люди, которым либо некуда бежать, либо они этого сделать просто не в состоянии в силу возраста или тяжелой болезни. От ковровых бомбардировок, которые были бы самым простым решением, авдеевский гарнизон ВСУ спасает все тот же «живой щит», выстроенный из собственных сограждан.

Плюс ко всему прочему не надо забывать, что за все три с лишним месяца спецоперации ВС РФ и ВКС РФ так и не смогли на 100% обнулить украинские системы ПВО. Самые мощные, вроде С-300, прикрывают сейчас Киев и Одессу, но на Донбассе, помимо многочисленных ПЗРК на руках, у ВСУ имеются и такие серьезные системы, как ЗРК «Бук». Из них можно легко сбивать не только пассажирские «Боинги», но и российские фронтовые бомбардировщики и штурмовики. Теоретически под сбрасывание тяжелых бетонобойных противобункерных авиабомб можно приспособить стратегические бомбардировщики дальней авиации. Однако наши Ту-160 «Белый лебедь» и Ту-95 «Медведь» являются ракетоносцами, составной воздушной компонентой «ядерной триады». Собственно говоря, «стратеги» и так регулярно наносят ракетные удары по целям ВСУ, не заходя в зону действия украинской ПВО.

В силу невозможности обработать авдеевский укрепрайон и аналогичные ему авиацией остается начать прогрызать его сверхмощной крупнокалиберной артиллерией и минометами, вести контрбатарейную борьбу. Но и тут есть большие проблемы. Как недавно признал профильный вице-премьер Юрий Борисов, Россия подошла к этой широкомасштабной войне не вполне подготовленной, поскольку в войсках нет достаточного количества беспилотников:

Думаю, что мы с опозданием занялись серьезным внедрением беспилотных средств. Это объективно. Хотя сирийский конфликт подтолкнул нас к этому… Имеем практически все типажи беспилотных средств: разведывательные, ударные, тактические, оперативные и оперативно-тактические.

Да, БПЛА есть, но их либо очень мало, либо они являются опытными образцами. Так, для ведения городских боев российским военным очень бы сейчас пригодились разведывательные и разведывательно-ударные беспилотники, способные длительное время находиться в воздухе и вести наблюдение. Обнаружив вышедшую на позицию артиллерийскую батарею, БПЛА мог бы оперативно передать данные для целеуказания собственному контрбатарейному расчету либо дрону-«камикадзе» вроде «Ланцета» или «КУБа». Увы, но следует признать, что ВСУ, снабжаемые блоком НАТО, в данной компоненте даже превосходят ВС РФ.

Итак, что мы имеем в сухом остатке? Пытаться сровнять авдеевский укрепрайон с землей авиацией будет опасно для самих российских летчиков, при этом неминуемо пострадают тысячи ни в чем не повинных мирных жителей ДНР, оставшихся в этом населенном пункте. Ведение эффективной контрбатарейной борьбы затрудняет дефицит специализированной беспилотной авиации. Остается только прогрызать оборону ВСУ шаг за шагом при помощи тяжелой артиллерии и крупнокалиберных минометов. Однако вариант «огорчить» террористов из Авдеевки авиацией все же имеется.

Напомним, что 18 марта 2022 года для решения реальной боевой задачи впервые был применен гиперзвуковой авиационный комплекс «Кинжал». Сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31К выступил в качестве первой разгонной ступени для аэробаллистической ракеты, которая на гиперзвуковой скорости поразила «сталинский» подземный бункер в Ивано-Франковской области, превращенный ВСУ в защищенный склад авиационных боеприпасов и топлива. Огромная кинетическая скорость «Кинжала» позволила даже с обычной боевой частью буквально «сложить» все внутренние помещения мощнейшего железобетонного бункера.

Возникает вопрос, почему бы не начать точечно применять гиперзвуковые ракеты по укрепрайону в Авдеевке, где засели самые «отмороженные» украинские артиллеристы?

МиГ-31К сможет отстреляться по стационарной цели, даже не заходя в зону действия ПВО. Да и какая современная ПВО, имеющаяся у ВСУ, сможет перехватить «Кинжал»? Авдеевский гарнизон скрывается от возмездия по защищенным бункерам, считая себя в полной безопасности. Также в подземных укрытиях устроены склады с боеприпасами, которые ежедневно выстреливаются по Донецку и его пригородам. Вместо ковровой бомбардировки было бы достаточно «хирургически» отработать гиперзвуковыми ракетами по самым важным объектам ВСУ, «складывая» бункеры вместе со всем их содержимым.

Невозможность защититься является сильным деморализующим фактором. Если добавить к таким гиперзвуковым авиаударам постоянную работу «Малками» и «Тюльпанами», украинские укрепрайоны могут быть зачищены намного раньше, чем этого ожидают.

  • Автор: Сергей Маржецкий