Одна из самых «хайповых» тем последних нескольких дней – возможность приобретения Россией у Ирана партии разведывательно-ударных беспилотников. Первыми об этом сообщили западные СМИ, а затем подхватили и перепечатали отечественные. Однако ни Москва, ни Тегеран данную сделку не подтверждают. Стоит ли на самом деле ожидать появления иранских БПЛА Shahed-129 («Шахид-129») на вооружении ВС РФ?

Первым о том, что российское военно-политическое руководство заинтересовано в приобретении иранских беспилотников, рассказал в интервью CNN советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан:

У нас есть информация о том, что иранское правительство готовится предоставить России несколько сотен БЛА, в том числе ударных дронов Shahed-129. Впоследствии они могут оказаться у сепаратистов Донбасса.

Источник, скажем прямо, весьма высокопоставленный, это тебе не «агентство одна бабка сказала». Но не стоит забывать, что против России весь коллективный Запад сейчас ведет активную информационную войну, поэтому безоглядно верить тому, что там вещают, мягко говоря, не стоит. Однако дыма без огня обычно не бывает.

Война немедленно обнажила все проблемы российской армии и флота, о которых ранее предупреждали военные эксперты и офицеры в отставке.

Одной из них оказался острый дефицит беспилотной авиации, разведывательной и разведывательно-ударной, которая в достатке имеется у противника. У ВСУ есть возможность при помощи БПЛА вести воздушную разведку и корректировать огонь, значительно повышая эффективность своей артиллерии и радикально усложняя контрбатарейную борьбу с ними.
Турецкие «Байрактары» жгут нашу бронетехнику с экипажами, наносят удары по пограничным катерам и судам ВМФ РФ. Отсутствие у союзных сил высотных беспилотников ДРЛОиУ позволяет украинской армии почти свободно совершать перемещения на значительные расстояния так называемыми жабьими прыжками.

Дошло до того, что неравнодушные волонтеры за свой счет закупают и передают Народной милиции ЛДНР гражданские БПЛА китайского производства. Да, безусловно, беспилотная авиация не является каким-то «вундерваффе», которое способно переломить ситуацию на фронте, однако ее наличие многое упрощает, а отсутствие – усложняет и ведет к росту потерь. То, что Россия, мягко говоря, запоздала с реальным внедрением БПЛА, признал недавно профильный вице-премьер Юрий Борисов:

Думаю, что мы с опозданием занялись серьезным внедрением беспилотных средств. Это объективно. Хотя сирийский конфликт подтолкнул нас к этому.

Война уже идет полгода, и из ниоткуда собственные БПЛА не возьмутся. Реально успели мы только с запуском производственной линии для средневысотных «Орионов», прямых конкурентов «Байрактаров», на которые теперь вся надежда. «Охотник», «Альтиус-У» и прочие перспективные беспилотники появятся только в будущем, а воевать надо здесь и сейчас, снижая неоправданные потери среди своих военных. Поэтому идея купить у Ирана партию разведывательно-ударных БПЛА представляется весьма здравой.

О том, что Исламская Республика является одним из мировых лидеров в беспилотной авиации, мы подробно рассказывали ранее. Иначе и быть не могло. Иран десятилетиями находится под западными санкциями, при этом ему приходится противостоять террористической политике Израиля и агрессивной – Соединенных Штатов. За эти годы в руки иранцев попали несколько американских и израильских беспилотников, на основе которых они создали собственную индустрию.

Считается, что Shahed-129, про который упомянул Салливан, является нелицензионной копией американского беспилотника MQ-1 Predator и израильского Hermes 450. При размахе крыльев в 16 метров его длина составляет 8 метров, вес – 400 кг, максимальная скорость – 150 км/ч, продолжительность полета – 24 часа, а радиус боевого применения – 170 км. Иранский беспилотник может нести либо противотанковые ракеты, либо высокоточные планирующие бомбы с осколочной боевой частью. Интересно, что противотанковая ракета воздушного базирования Sadid-1 также является нелицензионной копией уже израильской Spike-ER.

В общем, молодцы иранцы, правильно делают, что заимствуют лучшее у своих врагов, не заморачиваясь на всякие там лицензии. Shahed-129 – это серьезный разведывательно-ударный беспилотник, который был бы весьма полезен на украинских фронтах.
Но вот увидим ли мы его реально на вооружении ВС РФ?

Думается, что нет. С одной стороны, Тегеран отрицает поставку своих БПЛА в Россию во избежание эскалации вооруженного конфликта на Украине. С другой стороны, сама Москва не признает даже факта переговоров с Ираном на данную тему. Очень точно дал оценку подобной сделке американский конгрессмен Тед Дойч, который заявил:

“Никто не предполагал, что такая великая держава, как Россия, пойдет к Ирану за военной поддержкой, это было неожиданностью”.

Действительно, пойти и купить у Тегерана пару сотен Shahed-129 для ВС РФ – это означает признать, что подготовка к войне с Украиной и стоящим за ней коллективным Западом, которая, как нас убеждают, велась все эти 8 лет, провалена. Это вопрос имиджа великой державы, терять лицо никому не хочется.

Покупать лицензию и налаживать совместное производство БПЛА с Ираном надо было до начала боевых действий и введения антироссийских санкций, что мы, напомним, предлагали еще до начала спецоперации, но не были услышаны. Впрочем, как всегда.

Если попытаться представить, что будет дальше, то события могут пойти по следующему сценарию.

Российская армия как воевала «Орланами», «Форпостами» и «Орионами», так ими воевать дальше и будет. Покупка опытной партии Shahed-129 все же возможна, но не для ВС РФ, а для Народной милиции ЛДНР. Именно там дела с беспилотной авиацией обстоят хуже всего, ВСУ с их разведывательными БПЛА вчистую переигрывают «милиционеров» в контрбатарейной борьбе.
Появление Shahed-129 действительно может многое изменить на поле боя в лучшую сторону. Иранские беспилотники смогут длительное время находиться в воздухе, отслеживая все перемещения украинской армии, выявляя огневые точки противника и выдавая данные для целеуказания артиллерии ДНР и ЛНР. Особенно это важно для зачистки пригородов Донецка – Авдеевки, Песок и Марьинки. Также Shahed-129 могли бы сыграть важную роль при освобождении Славянско-Краматорской агломерации.

Если опыт будет признан успешным, тогда можно будет поговорить и о покупке лицензии на производство и модернизацию иранских БПЛА в России. Но по уму это надо было делать до начала войны, а не полгода спустя.

Автор: Сергей Маржецкий