От аккумуляторов для электромобилей, электрических и электронных устройств до гитарных струн, тостеров, электропечей, от осей корабельных винтов до крыльев авиационных турбин и от щитов до монет – использование никеля сложно переоценить.

Рост цен на этот металл создает гигантские проблемы  для самых разных отраслей и направлений промышленности. Никель также в значительной степени связан с производством стали для любого применения, где он является одним из ключевых ингредиентов.

Проблемы с логистикой серьезно ударили по производствам в период пандемии, подняв цены на никель до 19 000 долларов за тонну, однако после начала боевой операции России на Украине скачок цен был беспрецедентным: цена составила 31 500 долларов за тонну, демонстрируя рост, который превышает 60% – за один месяц.

Такое развитие событий создает реальные проблемы для ассортимента продукции, например, тормозя производство электромобилей и сводя на нет усилия по переходу на более экологичную энергию.

Помимо спекулятивных движений со стороны участников рынка, которые на данный момент подтолкнули цены к повышению до $50 000, что привело к приостановке торгов никелем на Лондонской фондовой бирже (LME), ключевым препятствием для развития становится непосредственно угроза для России.

Ежегодно производится около 250 000 метрических тонн высококачественного сульфида никеля. Экспорт никеля из России пока не попал под санкции, но опасений, что это может произойти на фоне актуальной политики США и ЕС было достаточно, чтобы вызвать панику на рынках.

Данные в отраслях резко меняются

Данные изменения могут принести огромные проблемы промышленности, в частности, автомобильной, фактически находящейся на стадии перехода на электропривод.

“После двух лет хаоса пандемии в цепочке поставок антироссийские санкции доводят взлет цен до такого уровня, что становится абсолютно ясно: геополитическая напряженность разрушает торговые отношения”, – отмечается в материале New York Times (NYT).

Автопроизводители и другие компании, которым необходим  никель, а также другое сырье для аккумуляторов, такое как литий или кобальт, начали искать способы защитить себя от будущих ценовых и логистических потрясений.

Отмечается ежемесячное повышение стоимости выпуска каждого электромобиля на 1750 долларов за счет роста цен на никель.

Показательно, что для средней батареи электромобиля требуется около 35 кг никеля. Рост мартовских цен означает, что стоимость создания такого автомобиля увеличилась на 1750 долларов только за счет никеля, согласно оценкам Cantor Fitzgerald.

Мир занят поиском решения

Volkswagen, например, начал исследовать рынок никеля напрямую от горнодобывающих компаний, сообщил американской газете Маркус Дюсманн, генеральный директор Audi, дочерней компании VW group.

«Сырье будет проблемой на долгие годы», — убежден он.

Перспектива затянувшейся геополитической напряженности, очевидно, ускорит усилия США и Европы по увеличению запасов сырья, поступающего из России, из других источников.

Роль России 

На Россию приходится значительная доля мирового производства никеля. Большая часть его используется для изготовления (нержавеющей) стали, а не для автомобильных аккумуляторов.

Но в целом Россия играет большую роль на рынке никеля.

«Норильский никель», также известный как «Норникель», является крупнейшим производителем никеля в мире с огромными мощностями в Сибири. 

Его владелец Владимир Потанин — один из богатейших людей России.

“Норильский никель” принадлежит ограниченному числу компаний, имеющих лицензию на продажу особого вида никеля на Лондонской фондовой бирже, которая управляет всеми операциями с никелем.

В отличие от других олигархов, Потанин не попал под санкции, а Соединенные Штаты и Европа не пытались заблокировать экспорт никеля, что нанесло бы ущерб как экономике США, так и России. Перспектива того, что российский никель может быть отрезан от мировых рынков, была достаточной, чтобы вызвать панику, отмечает NYT.

Никель в основном используется в производстве нержавеющей стали из железоникелевого сплава (66%). Он также используется в производстве цветных сплавов (12%), специальных стальных сплавов (5%), в гальванике (7%), в металлическом литье (3%) и в аккумуляторах (2%).

Согласно тому же источнику, никель в основном используется в производстве нержавеющей стали (известной как аустенитная). Она содержит от 8,5% до 25% никеля, что повышает коррозионную стойкость.

По данным компании, это самая распространенная группа нержавеющей стали, на которую приходится около 70%-75% мирового производства.

«Сегодня ферроникель играет важную роль во всех развитых и развивающихся экономиках. Используется в самых разных областях и отраслях: машиностроение, транспорт, электротехника и электроника, здания и сооружения, металлические предметы, трубы и трубопроводная арматура. Это также позволяет производить (…) продукты со специальными свойствами – магнитными, электронными, каталитическими свойствами, связанными с технологией заряжаемых батарей. 

Никель играет важную роль в производстве средств телекоммуникаций, транспорта, эффективном производстве нефти и бензина, производстве чистой энергии, обработке продуктов питания и напитков, безопасном и надежном медицинском оборудовании, а также оборудовании с низким уровнем выбросов. 

Использование ферроникеля является чрезвычайно инновационным, а его высокая практичность компенсирует его относительно высокую стоимость», — подчеркивает компания-производитель.